воскресенье, 25 сентября 2016 г.

Соловьев разбойник ч.2


«Спасатель» — фильм режиссёра Сергея Соловьева. Вышел на экраны в 1978 г.


Фильм является второй частью трилогии Сергея Соловьёва, начатой фильмом «Сто дней после детства»


"...В небольшом провинциальном городке снимается документальное кино о маленькой школе, где работает талантливый педагог, учитель литературы Лариков. Вчерашняя десятиклассница Ася Веденеева всегда с благоговением ловила слова любимого учителя и строила свои отношения с миром на основе его уроков. Дальнейшие взаимоотношения Аси и ее бывшего учителя принесут молодой девушке череду жестоких разочарований". (c) Кинопоиск



Вопросы :
  1. Продолжая тему любви (см. Странная женщина, "Любовь с привилегиями"), что происходит между двумя людьми под деревом, или под крышей купальни, во время дождя? 
  2. Почему всегда так, что имеем не храним, потерявши - плачем? Что цениться, а что ничего не стоит (см. сказки "Царевна-лягушка", "Финист ясный сокол" и др.)? В какой момент начинается развитие, работа над собой, взросление? Как поступать, попав в такую ситуацию? "Сносить три пары железных башмаков, трое посохов железных изломать и три колпака железных порвать" или сделать выводы и жить дальше?
  3. Как отличить Ась или Татьян от Вили? Оля, принявшая ухаживания Вили правильно поступила?
  4. Насколько правдоподобно самоутешение Ларикова, что раз он все-таки выучил одного человека, то теперь никуда не уедет? И что? Будет жить дальше как жил? См. эпизод из "100 дней после детства", где Сережа выявляет липовый нон-конформизм Мити. Митя спрашивает: А что же теперь делать? Сережа отвечает: Ничего. Теперь иди Митя спать. Митя: А как же теперь спать? Сережа: Никак. Обыкновенно. Просто спать.) Любил ли Лариков Асю?
  5. Почему Лариков приходит к разочарованию и отказу от декларируемых ценностей? Означает ли то, что он смалодушничал, что он никогда в реальности не верил и не жил сообразно своим словам? Насколько ценен такой учитель ? (См. его же слова в конце "В соответствие надо приводить все слова и дела, или дивных тех слов вовсе не говорить")
  6. Почему ученики влюбляются в своих учителей? Почему пациенты влюбляются в медсестер и врачей, которые их лечат (см. например Покровские ворота)? 
  7. Почему среди учителей мало мужчин, да и тех дискредитируют историями типа скандала вокруг школы 57? Влюбляются ли в учительниц? 
  8. Почему про девушку на проводах говорят именно мать и военком? Что общего между ними?
  9. Зачем люди так рано женятся/выходят замуж? (См. пояснения Аси: А когда выходила за него — не думала? Нет. Он предложение сделал. Семья хорошая. Все выходят. И мне пора , ср. с Ганиным: Ко мне идут. Женат. Жену люблю. Она меня тоже. Учится. Будет врач. Квартира есть. Хорошая. Машина есть тоже. Правда, плохая, но на очереди стоим. Вы поймите, я жизнью своей доволен. Я живу хорошо). Ср. с вопросом Шелестова в "Учителе словесности" Чехова - Очень вам благодарен за честь, которую вы оказываете мне и дочери, но позвольте мне поговорить с вами по-дружески. Буду говорить с вами не как отец, а как джентльмен с джентльменом. Скажите, пожалуйста, что вам за охота так рано жениться? Это только мужики женятся рано, но там, известно, хамство, а вы-то с чего? Что за удовольствие в такие молодые годы надевать на себя кандалы? — Я вовсе не молод! — обиделся Никитин. — Мне 27-й год.
  10. Почему Ася решает именно утопиться? Символ чего в кино вода? Что за метафоры Венера Боттичелли в круглой раме, надувная лодка?
  11. А что было бы с Анной Аркадьевной если бы её вытащил из под поезда какой-нибудь спасатель? Она бы смогла жить дальше? Ср. с эпизодом из фильма "Три цвета. Белый" Кшиштофа Кеслёвского, сцена, где Кароль стреляет в Микулая сначала холостым, а потом спрашивает, надо ли теперь стрелять настоящим?
  12. Насколько фильмы отражают историю жизни, драму и внутренний конфликт режиссера их снявшего?
  13. Зачем режиссеры, например Тарковский или Соловьев, задействуют в своих фильмах старинные произведения искуства: картины, гравюры, музыку Баха и др.?
  14. Биллиард (есть и в первом фильме и во втором) метафора чего? 
  15. Предположите, как сложатся дальше судьбы героев фильма.
  16. to be continued





take somebody/something for granted - to be so used to somebody/something that you do not recognize their true value any more and do not show that you are grateful

Киносценарий тут.


1 комментарий:

  1. "...Но тут внезапно потемнело, хотя стоял вполне ясный полдень. Начал накрапывать дождик, сначала мелкий, потом отяжелел, гладь воды покрылась пузырями. Все разбежались по автобусам. Мы с Таней, продолжая унылый репетиционный процесс, остались вдвоем на декорации. Спасаясь от дождя, залезли под крышу купальни. Задул ветер, шелестя длинными ивовыми ветвями. По пузырям на черной воде видно было, что дождь зарядил надолго. Репетиционный процесс потихоньку сам по себе свернулся, туповато иссяк. Почти час, а может, чуть больше в этой дощатой халабуде мы просидели молча. За все это время сказали друг другу ну, может быть, не более десятка слов.
    Дождь все не прекращался, стучал по крыше, заливал стоявшую на воде у наших ног лодку. Вода пузырилась. Мы сидели. Молчали. Что произошло в этой купальне в момент столь внезапно скукожившегося репетиционного процесса, я и до сих пор не знаю и объяснить никак не могу. То когда дождь утих и мы вышли на косые поблескивающие мостки, я уже знал, что более идеальной Ерголиной нет и не может быть на этом свете вообще. Тут-то и начались те самые тартарары, в которые я столь внезапно провалился и в которых, в сущности, и по сей день пребываю.

    В этой будке, под этим дождем каким-то непостижимым образом возникло у нас с Таней странное чувство труднообъяснимой, но несомненно естественной сопричастности друг другу. Как будто мы вдруг узнали, что нам обоим известна одна, возможно, даже самая главная, тайна жизни. И известна она только нам двоим, и мы ее никому никогда не раскроем." Сергей Соловьев. «Облако Таня»

    ОтветитьУдалить